Цитологическое исследование осадка мочи с описанием по Парижской системе интерпретации цитопатологии уринарного тракта (HGUC)
Цель исследования – диагностика потенциально чрезвычайно опасных, угрожающих жизни опухолей уринарного тракта высокой степени злокачественности (HGUC). Цитологическое исследование введено в мировую медицинскую практику в 1945 году Дж. Папаниколау.
Уринарный тракт – это анатомические структуры, выполняющие функцию мочевыделения. Он состоит из почечных лоханок, мочеточников, мочевого пузыря и уретры. Переходный эпителий или уротелий, покрывающий уринарный тракт при определённых обстоятельствах становится источником новообразований, которые весьма разнообразны, как по морфологическому строению, так и по степени злокачественности. Первичные злокачественные опухоли почечной лоханки и мочеточника составляют всего 5-6% от всех опухолей уротелия, так что, основная доля угрожающей жизни патологии приходится на опухоли мочевого пузыря (МЗ РБ ГУ РНПЦ ОМР им. Н.Н. Александрова. «Алгоритмы диагностики и лечения злокачественных новообразований», 2012).
Ежегодно в РБ выявляют 1000-1200 новых случаев рака мочевого пузыря на различных стадиях развития. Страдает преимущественно мужское население. В Европейских странах, в структуре общей онкологической заболеваемости, рак мочевого пузыря занимает 4-е место у мужчин и 14-е – у женщин. В подавляющем числе случаев – это уротелиальная карцинома высокой степени злокачественности (HGUC), которая проявляет себя клинически гематурией, т.е. появлением крови в моче. За последние 20 лет в нашей стране заболеваемость выросла почти в 2 раза. Относительно высокий показатель отношения смертности к заболеваемости, который составляет 0.33, означает, что каждый третий пациент погибает, а это, без сомнений, свидетельствует об отсутствии эффективных неинвазивных методов ранней диагностики.
Каковы же основные причины возникновения рака мочевого пузыря? В настоящее время рассматривают несколько причин злокачественного перерождения уротелия. В Европе, среди этиологических факторов доминируют промышленные химические соединения, а среди них наибольшим канцерогенным действием обладают продукты переработки углеводородов. В странах с высоким уровнем заболеваемости шистосоматозом (Египет), паразитарный агент является основной причиной того, что рак мочевого пузыря занимает по распространённости первое место среди всех онкологических заболеваний (A.S.Felix, A.S. Soliman, H.Khaled (et al.) – 2008. -Vol.19-P.421-429). И, кроме того, более высокий уровень заболеваемости злокачественными заболеваниями уротелиального тракта выявляют среди курильщиков.
В последние годы учёные рассматривают возможность вирусной природы рака мочевого пузыря. Полиомавирус человека 1, более известный, как полиома-BK-вирус, уже многие годы притягивает к себе внимание исследователей в данной области, как потенциально опасный фактор развития неопластических процессов мочевыводящей системы. Этот вирус широко распространён среди всей популяции человека. Можно сказать, что им инфицировано до 90% взрослого населения нашей планеты. Впервые, штамм человеческого полиомавируса был выделен из мочи ещё в 1971 году. В названии этого штамма заглавные латинские буквы BK соответствуют инициалам того пациента, у которого его обнаружили. И за последние два десятилетия, наши представления о роли этого вируса серьёзно эволюционировали. Неоспоримым является тот факт, что при снижении иммунологической защиты, а именно при проведении цитостатической терапии у пациентов с аллографт трансплантацией почек, полиома-BK-вирус является основной причиной BKV аллографт нефропатии, уретрального стеноза и геморрагического цистита (Drachenberg CB, Hirsch HH, Ramos E, Papadimitriou JC (2005). Hum. Pathol. 36: 1245-1255).
Вирус проникает в организм человека через верхние дыхательные пути и долгое время бессимптомно персистирует преимущественно в уротелии, а также в костном мозге, вызывая латентное инфицирование. Здоровая иммунная система контролирует бессимптомное пребывание вируса в организме человека. Однако, при нарушеннии иммунного надзора, возникающего по тем или иным причинам, вследствие угнетения функции иммунитета, происходит активация BKV-вируса. А морфологическим отражением перехода из латентного состояния в активное, является появление специфических клеток. В уротелиальном эпителии вирусные частицы образуют внутриядерные включения, в результате чего, клетка приобретает очень характерные морфологические черты. Первое описание таких клеток с включениями вирусных частиц дал доктор Koss LG 40 лет назад, обнаружив их в моче пациента после проведенной трансплантации почки. Он назвал их Decoy-клетки. Они могут быть 4-х типов и до последнего времени, среди цитопатологов доминируют представления, что эти инфицированные клетки нельзя относить к злокачественным. Но их появление в моче пациента с аллографт трансплантацией, является самым ранним признаком угрозы BKV аллографт нефропатии. На данных рисунках представлены 4 морфологических типа Decoy-клеток.
Иными словами, Decoy- клетки – самые ранние предвестники отторжения трансплантата. Но только с внедрением в практику жидкостных технологий приготовления препарата из свежевыпущенной мочи или из смыва мочевого пузыря, с окраской по Папаниколау, стало возможным обнаруживать эти клетки, и с высокой чувствительностью и специфичностью отличать их от злокачественных. В настоящее время обнаружение Decoy-клеток в моче является скрининговым тестом BKV нефропатии. Кроме того, у пациентов, перенесших трансплантацию почки, наряду с Decoy-клетками, часто обнаруживают клетки уротелия, с признаками выраженной клеточной атипии, соответствующими цитоморфологическим характеристикам уротелиальной карциномы высокой степени злокачественности, а также клетки, которые несут в себе одновременно черты, присущие и Decoy-клеткам, и клеткам HGUC. Эти клетки не только имеют смешанные черты Decoy-клеток и злокачественных, но и несут в себе протеины (SV-40 T) полиома-BK-вируса (Galed-Placed I, Valbuena-Ruvira L. Diagn Cytopathol.2011 Dec;39(12):933-7). Многие из клинических случаев, описанных в литературе, свидетельствуют о возможной онкогенной роли полиома-BK-вируса в возникновении уротелиальной карциномы (Hassan S, Alirhayim Z, Ahmed S, Amer S. Case Rep Nephrol.2013; 2013:858139). Протеины BKV оказывают повреждающее действие на синтез белков-супрессоров опухолевого роста (р53), что приводит к нарушению процесcов восстановления ДНК. Этот патогенетический механизм лежит в основе возникновения генетически нестабильных изменений, приводящих к трансформации нормального уротелия сначала в диспластичный, а затем в уротелиальную карциному высокой степени злокачественности (HGUC). HGUC характеризуется высокой частотой рецидивов и прогрессии до мышечно-инвазивных стадий Т2,Т3,Т4 с метастазами в лимфатические узлы. в 95% случаев всех смертельных исходов от рака мочевого пузыря устанавливают диагноз HGUC.
Итак, достоинства цитологического исследования уротелиального тракта:
- Неинвазивность процедуры (анализ из «баночки»);
- Высокая специфичность диагностики HGUC, приближающаяся к 100%;
- Высокая чувствительность диагностики HGUC ~ 80%;
- ~30-70% пациентов с HGUC выживают;
- ~5-15% случаев HGUС прогрессируют; статистика США.
- 535 000 пациентов с раком мочевого пузыря выжили.
Предпочтительной технологией приготовления цитологического препарата мочи является жидкостная осаждением (BD SurePath), которую мы используем в нашей лаборатории. Тонкослойные мазки позволяют проводить дальнейшую диагностику с использованием всего арсенала молекулярно-генетических методов ( иммуноцитохимия, FISH, и т.д.).
Цитологический диагноз HGUC объединяет в себе все генетически нестабильные злокачественные опухоли уротелия, гистологически весьма разнообразные. С целью оптимизации подходов к интерпретации уринарной цитопатологии и стандартизации критериев диагностики, на международном конгрессе в Париже, в 2013 году была принята новая цитологическая система классификации. Она во многом напоминает систему Bethesda для цитологического анализа патологии щитовидной железы и цервикального канала.
Категории | Парижская система оценки цитологии уринарного тракта | Вероятность злокачественной опухоли |
---|---|---|
I | Неудовлетворительный/недиагностический материал | 0-10% |
II | Негативная по уротелиальной карциноме высокой степени злокачественности (NHGUC) | 0-10% |
III | Атипическая уротелиальная клетка (AUC) | 8-35% |
IV | Подозрение на уротелиальный рак высокой степени злокачественности (SHGUC) | 50-90% |
V | Уротелиальная карцинома низкой степени злокачественности (LGUC) | ~10% |
VI | Уротелиальная карцинома высокой степени злокачественности (HGUC) | >90% |
VII | Другие опухоли, первичные и вторичные | >90% |
Итак, цитологическое исследование мочи с применением жидкостных технологий приготовления мазка и использованием диагностических критериев Парижской классификации 2014 года, является основным неинвазивным методом диагностики и мониторирования уротелиальной карциномы высокой степени злокачественности.