Москва, ул. Пушкина д. 8

Задержка психического развития (ЗПР)

Популярное
Задержка психического развития (ЗПР)

Задержкой психологического развития (ЗПР) принято называть ряд особенностей развития психики ребенка, при котором наблюдается ярко выраженная незрелость психических и эмоционально-волевых механизмов у детей. При этом некоторые из этих особенностей могут поддаваться лечению и корректировке с помощью особого обучения с педагогами и воспитания на ранних этапах взросления ребёнка. ЗПР у детей проявляется в виде недостаточности развития памяти, проблем с моторикой, замедленной речи и мыслительного процесса. Ребенок не может надолго задерживать свое внимание на определенном предмете, может выражать агрессивное настроение и терять самоконтроль. Диагностика ЗПР проводится только коллегиально комиссией, в состав которой включаются педагоги, психологи и лечащие врачи ребенка.

Характеристика ЗПР такова, что данное заболевание поддается успешной корректировке при правильном подходе к маленькому пациенту. По статистике, 15-16% детей имеют некоторые задержки в психологическом развитии, которые можно обратить. Несмотря на то, что ЗПР относится к психолого-педагогическим заболеваниям, некоторые ее формы имеют и органический характер, провоцируемый невралгическими заболеваниями. Так как психологический функционал у ребенка развивается неравномерно, и носит индивидуальный характер, происходит затруднение в установке верного диагноза. Сделать это можно только после того, как малыш достиг 5-6 лет, и окончательно утверждается только в школьные годы.

Причины задержки психического развития

причины зпр

Причинами для возникновения задержки психологического развития у маленького пациента могут послужить следующие факторы:

  1. плохое физическое состояние матери в момент вынашивания малыша. На развитие психологического здоровья плода негативно влияют перенесенные матерью инфекции, интоксикация или даже травмы;
  2. внутриутробная нехватка кислорода у плода;
  3. сложности в процессе родов, удушье пуповиной, травма шейных позвонков при родах;
  4. перенесенная тяжелая инфекция, вызывающая воспалительные процессы в головном мозге;
  5. генетические отклонения, влияющие на развитие структуры головного мозга;
  6. негативные воспитательные процессы, которые могут повлиять на психологическое состояние ребенка. В частности, к таким случаям можно отнести гиперопеку, жестокое обращение с ребенком или полное равнодушие родителей к воспитательным процессам. Замечено, что детский ЗПР чаще всего присущ для асоциальных семей, в которых воспитанию малышей вообще не уделяется внимания;
  7. психические травмы, перенесенные в раннем возрасте.

  • Все вышеперечисленные факторы относятся к психолого-педагогическим. Однако некоторые заболевания тоже могут повлиять на психологическое развитие ребенка. К таким можно отнести:
  • внутриутробные аномалии развития ЦНС;
  • врожденные невралгические заболевания;
  • скопление лишней жидкости внутри головного мозга (гидроцефалия);
  • внутричерепная гипертензия;
  • злокачественные или доброкачественные новообразования головного мозга;
  • патологические процессы в сосудах головного мозга.

Важно! Так как причин для возникновения проблем с психологическим развитием много, важно проводить с малышом всестороннюю работу. Следует не просто корректировать заболевание и поведенческие отклонения ребенка, но и искоренять причины возникновения проблемы (в частности, если речь идет об инфекционных заболеваниях или неверных воспитательных процессах). В ином случае терапия не принесет должного результата!

Симптомы зпр

Симптомы зпр

Особенности задержки психологического развития и факт наличия заболевания у ребенка можно проследить по следующей симптоматике:

  • ребенок поздно начинает делать самостоятельные шаги без поддержки взрослых;
  • ребенок заметно отстает по развитию от своих сверстников, неспособен самостоятельно делать простейшие вещи, свойственные для его возрастной группы;
  • малыш проявляет чрезмерную замкнутость, сторонится других детей и не поддерживает предложения участвовать в совместных играх;
  • проявление чрезмерной растерянности, агрессивности, тревожности;
  • проявляются проблемы с речью, выражающиеся в ее задержке или нарушениях;
  • чрезмерная активность речи или движений;
  • ребенок неспособен оценивать шум, издаваемый в процессе игры и контролировать его;
  • малыш обладает рассеянным вниманием, не может долго концентрироваться на одном предмете;
  • проявляются проблемы в построении целостных образов;
  • ребенок не запоминает речевые материалы.

Признаки зпр

Признаки зпр

  1. объем знаний, недостаточный для возрастной группы;
  2. малыш имеет незрелость мышления, неспособен проанализировать происходящее вокруг себя;
  3. заметны нарушения в механизме приема и обработки поступающей информации;
  4. ребенок не в состоянии сосредоточится;
  5. заметны нарушения памяти;
  6. проблемы с речью.

Основные методы лечения ЗПР

Основные методы лечения ЗПР

Выявление задержки психологического развития ребенка требует быстрых и бескомпромиссных решений. Если отклонения в развитии незначительны, а терапия началась в при проявлении первичной симптоматики, есть большой шанс на получение положительных результатов. Запоздалое вмешательство даже высококлассных специалистов может оказаться безрезультатным.

При лечении ЗПР у детей чаще всего применяют следующие методики:

  1. микротоковую рефлексотерапию. Данный метод предполагает работу со слабыми электрическими импульсами, которые влияют на биологически активные точки головного мозга. Благодаря импульсам можно восстановить работу коры головного мозга в местах ее нарушения. Если ребенок страдает от проблем с речевым аппаратом, врач работает с зонами головного мозга, которые ответственны за речевые процессы. Бытует мнение, что данный метод воздействия весьма эффективен и при гидроцефалии, и его можно использовать на детях возрастом от полугода;
  2. занятие с логопедом-дефектологом. Этот врач занимается развитием памяти у малышей, помогает освоить мелкую моторику и мыслительные процессы. После такого лечения ребенок лучше формирует предложения из разнообразных слов, воспринимает текст и речевые указания;
  3. медикаментозное лечение. Помните: только врач-невролог может выписать ребенку лекарства, способные облегчить состояние малыша при наличии задержки психического развития. Для начала врач проводит полное обследование маленького пациента, выявляет патологические процессы центральной нервной системы и только потом назначает индивидуальное лечение. Чаще всего для этого используются ноотропы, однако нередки случаи, когда назначение лекарств было ошибочным, и ребенок мог обойтись и без них.

Диагностика заболевания

Диагностика заболевания

Диагностика задержки психологического ребенка занимает существенное время: для этого требуется ряд тестов, наблюдений, анализов и обследование специально собранной комиссией, которая состоит из врачей различных специальностей. Ребенок изучается полностью, специалисты стараются не упустить ни одного аспекта социального адаптирования. Важно проверить интеллектуальные процессы, эмоциональные и волевые качества ребенка, речь и условия жизни маленького пациента.

Если комиссией было выявлено наличие органических патологий, в работу включаются специалисты из области невралгии и педиатрии. Для тщательного и глубокого изучения работы ЦНС используется МРТ и ЭЭГ.

Профилактические методы

Профилактические методы

Диагноз «задержка психологического развития» можно преодолеть благодаря кропотливой работе с врачами, неврологами и психологами. Ребенок восстанавливается до той степени, что в будущем ничем не отличается от своих сверстников. При правильно построенной коррекционной работе изменения в поведении малыша замечаются практически сразу же. Педагоги делают все возможное, чтобы детки могли с легкостью осваивать окружающий мир, получали новые знания и опыт. В последующем эти дети, уже подросшие, с легкостью заканчивают школу, поступают в институт или колледж.

Варианты ЗПР могут быть разными. Главное- не ставить диагноз заранее, а обратиться к врау. Профилактика задержки психологического развития, в первую очередь, заключается в ответственном отношении будущей матери при планировании беременности. Важно избежать любые негативные ситуации, которые могут воздействовать на плод. Избегание систематических инфекционных заболеваний, благоприятные условия для жизни и психологически здоровая обстановка в семье так же является профилактикой ЗПР. Однако если мать заметила некоторые отставания в развитии своего ребенка, не стоит надеяться что малыш «перерастет» некоторые проблемы. Своевременное обращение к специалистам позволит скорректировать психологическое состояние маленького пациента, что поможет ему во взрослой жизни!

Использованная литература

  1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.
  2. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задерж-кой психического развития младшего школьного возраста //Дефек-тология. - 1988.- №4.
  3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
  4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль Академия развития, 1997.
  6. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М., Вента-Граф, 2001.

Оцените статью

Контактная информация
Москва, ул. Пушкина д. 8